География
Еще в школе дети узнают, что такое Китайская стена. Она – настоящий рекордсмен: это длиннейшая стена на планете и самая крупная рукотворная постройка человечества.
Стена находится на северном Китае:
- начинается с залива Бохайвань Желтого моря в провинции Циньхуандао;
- проходит через север Китайской равнины, Лессовое плато Внутренней Монголии, Иньшаньские горы, пустыни, Тибетское плато;
- заканчивается поясом Цзяюй.
Если провести прямую линию от начальной до конечной точки, то получается расстояние чуть меньше 2-х тысяч километров, но стена петляет, огибает холмы, горы, поэтому реальная протяженность получается гораздо больше. Возвышенность стены колеблется между уровнем моря и отметкой выше, чем 500 метров над уровнем моря.
Стена проходит через территории восьми провинций.
На сегодняшний день самый известный участок – Бадалин. Он находится в 60 километрах от Пекина, и каждый год сюда приезжает больше полусотни миллионов туристов – как китайских, так иностранных. От Пекина до туристической зоны курсируют автобусы, а к 2008 году, когда в столице Китая проходила Олимпиада, построили железную дорогу.
Размеры
Китайцы долгое время называли главное достояние словом, которое переводится как «Длинная стена в десять тысяч ли».
Ли – древнекитайская мера длины, равная сначала 360 шагам, а позже – 500 метров.
На деле длина даже больше, чем утверждали древние китайцы. Нет конкретной цифры, но ученые говорят обычно о 8,8-9 тысячах километров. Из них:
- 6260 км – сама стена;
- 360 км – ров, канавы;
- 2230 км – естественная защита, к примеру, реки, горы.
При этом у стены имеется большое количество ответвлений, а также участки, не сохранившиеся к нынешнему моменту. Протяженность вместе с этими участками могла составить больше 21 тысячи километров – это половина окружности Земли.
Толщина стены – 5-8 метров, то есть там могут пройти в ряд около 10 человек или проехать автомобиль. Высота укрепления варьируется, в среднем составляет 7 метров, но местами увеличивается до 10, зачастую из-за зубцов. На стене встречаются крупные «зубчики», а изнутри стены защищены метровым барьером, куда раньше стекала вода при сильных дождях.
Интересные факты
- С 1987 года стена внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Проводилось исследование, результаты которого оказались ошеломительными: из всех использованных материалов можно было бы выложить стену, проходящую по экватору. Ее высота составила бы 5 метров, а толщина – 1.
- Названия менялись с течением времени: «Крепость», «Разгул», «Пурпурная граница». Только к 19-му столетию вошло в обиход название, ставшее общеупотребительным в наше время, — «Земляной дракон».
- Для остального мира достопримечательность стала известна лишь в начале 17 века благодаря выходцу из Европы Бенту де Гойсу.
- Современные туристы поднимаются на стену самостоятельно по лестнице или на фуникулере.
- Строительная тачка была придумана во время возведения крепости.
- Башни сторожей также выполняли функцию маяков.
- В 60-70-х годах прошлого века люди начали массово красть камни из стены, чтобы построить дома, фермы, собственные заборы.
- Достопримечательность за всю историю посетили сотни миллионов туристов, среди них больше трехсот – видные мировые политики.
- Последнее сражение произошло здесь в 1938 году между Китаем и Японией, позже люди приходили сюда только с мирными, туристическими целями.
- Исследователи говорят, что в последующие 2-3 десятилетия могут разрушиться укрепления на северо-западе из-за антропогенного и природного фактора.
Для чего построили стену
В истории Китая период с 5 по 2 столетия до нашей эры известен как время «Сражающихся государств». Тогда китайская территория была разделена на несколько отдельных царств, и каждое из них подвергалась набегам кочевых народов хунну из Монголии и Маньчжурии.
Царства пытались укреплять свои земли, давать отпор, выстраивая свои стены, но для полной победы нужно было объединиться. Правитель Цинь Ши Хуанди, управлявший государством в 3 столетии, решил объединить стены, построенные разными царствами, тем самым положив начало строительству Великой Китайской стены.
Она имела большое значение на тот момент:
- консолидация царств, объединение разрозненного государства;
- противостояния набегам хуннов;
- обозначение границ Китая;
- место внешней торговли;
- контроль переселения людей;
- место сбора пошлин в пользу государства.
Стена разделила северную часть, где трудились фермеры, и южную, где жили кочевники.
Подробней об истории Китая этого периода можно почитать здесь.
Как строили
История постройки исчисляется веками, поэтому традиционно ее делят на несколько этапов.
- С 4 века до нашей эры
Крупные населенные пункты стали подвергаться набегам кочевников из-за своей торговой и географической привлекательности. Правители разрозненных царств Цинь, Чжао, Вэй, Янь стали обороняться при помощи возводимых укрепительных сооружений, стен.
Их строили из материалов, которые были под рукой: глинистые породы, галечные камни, тростник, утрамбованная земля. Изредка использовали своего рода кирпичи, но их не обжигали в печах, а сушили под солнечными лучами. Однако вскоре опыт показал, что подобные материалы очень ненадежны.
Считается, именно тогда появилось имя «Земляной дракон» из-за используемых материалов.
- Империя Цинь (221-206 гг. до нашей эры)
Император Цинь Шихуан отдал приказ соединить уже имеющиеся стены разных царств, проходящих вдоль Иньшаня, в единое сооружение. Для строительства новых участков использовали уже более современные, надежные материалы, в первую очередь блоки из камня, обсыпанные грунтом. В этот период, кроме основного массива, возводились сигнальные вышки, ворота, башни с бойницами через каждые 200 метров – именно столько может пролететь стрела.
Самое массовое строительство происходило в Циньскую эпоху, продолжаясь 10 лет, а окончательно работы были закончены лишь в 1644 году.
К строительству были привлечены крестьянские, рабочие, военные прослойки населения, а также рабы и заключенные, отбывающие наказание – по некоторым данным, только во время Цинь здесь трудилось почти два миллиона человек, а это каждый пятый китаец того времени. Одновременно работали порядка 300 тысяч строителей, но было большой проблемой прокормить их всех, поэтому зачастую едой не снабжали вовремя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий